«Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 году» Нестора Искандера
Светлана Лурье.
Translatio Imperii
Историософские, историко-публицистические работы
К.Н. Леонтьев. Византизм и славянство (на сайте http://knleontiev.narod.ru)
«Византийский дух, византийские
начала и влияния, как сложная ткань нервной системы, проникают насквозь
весь великорусский общественный организм. <...> Византийские идеи и
чувства сплотили в одно тело полудикую Русь. Византизм дал нам силу перенести
татарский погром и долгое данничество. Византийский образ Спаса осенял
на великокняжеском знамени верующие войска Дмитрия на том бранном поле,
где мы впервые показали татарам, что Русь Московская уже не прежняя раздробленная,
растерзанная Русь! Византизм дал нам всю силу нашу в борьбе с Польшей,
со шведами, с Францией и Турцией. Под его знаменем, если мы будем
ему верны, мы, конечно, будем в силах выдержать натиск и целой интернациональной
Европы, если бы она, разрушивши у себя все благородное, осмелилась когда-нибудь
и нам предписать гниль и смрад своих новых законов о мелком земном всеблаженстве,
о земной рациональной всепошлости!»
«Византийское общество...пострадало от
равнодушия или недоброжелательства писателей западных, от неприготовленности
и долгой незрелости нашей русской науки. Византия представляется чем-то
... сухим, скучным, поповским, и не только скучным, но даже чем-то жалким
и подлым. Между павшим языческим Римом и эпохой европейского Возрождения
обыкновенно представляется какая-то зияющая темная пропасть варварства».
Эдуард Володин. Византийский дар. Наследие Византийской империи
Дмитрий Сапрыкин. Вернуть Византию! («Русский Журнал»)
последнее обновление - 10 октября 2004 года