(или «как правильно?») |
Начнем с того известного факта, что само
обозначение «Византия» достаточно условно и искусственно, т.к. никакой
Византии в исторической реальности не было, а существовала (на протяжении всей своей многовековой
истории) «Ромейская (т.е. Римская) держава», «государство
ромеев» (H politeia twn Rwmaiwn ; rwmaioi
по гречески - римляне) или просто «Романия» (Rwmania).
В научный контекст термин «Византия» был введен в гораздо более поздний
период и отнюдь не ее гражданами. Впрочем, многие ромейские авторы часто
именовали главный город государства - Константинополь - его древним названием
- Buzantion, Византий, а некоторые (Никифор
Григора) даже допускали использование производного от этого имени
- BuzantiV - в отношении всей державы. Но все
это лишь иносказания - отчасти подобно тому, как на Западе (да и у нас)
употреблялись слова «Московия», «московиты» для обозначения России и русских.
Некоторые современные ученые-византинисты
полагают неверным включение в научный оборот обозначения рассматриваемой
державы как «Ромейской» или «Римской», настаивая на употреблении терминов
«Византия», «византийцы» и т.п., отыскивая определенные аргументы в защиту
этого принципа и даже ссылаясь на ромейских авторов. Так, например,
И.П. Медведев в своем труде «Правовая культура Византийской империи» затрагивает
вопрос: «Можно ли Византию называть Византией?» и приводит, в частности,
диалог Константина Философа с иудеями (IX в.), где Константин следующим
образом говорит о «римском царстве»: «Не владычествует больше, ибо минуло,
как и иные (царства), в изображенном (им) образе, ибо наше царство не римское,
а Христово, как сказал пророк: "Воздвигнет Бог небесный царство, что вовеки
не разрушится, и царство его не достанется другим людям, (Он) сотрет и
развеет все (другие) царства, а это останется навеки". Не христианское
ли это царство, что называется ныне именем Христа? Ведь римляне идолам
поклонялись, эти же - одни из одного, другие из иного народа и племени
царствуют во имя Христа».
Но представляется вполне очевидным,
что под «римлянами» в данном отрывке имеется в виду исключительно языческое,
дохристианское «римское царство» (которое, действительно, «не владычествует
больше»).
В любом случае, на эту цитату можно
ответить другой, почерпнутой из «Похвального слова христолюбивому владыке
Василию» константинопольского патриарха Фотия:
Вся ромейская держава,
Все Христово достоянье, -
Все оно твое отныне
Божьей волей, славный кесарь!
Упомянем еще и «Послание константинопольского патриарха Антония IV великому
князю Василию Дмитриевичу (1393 г.), где византийский самодержец определяется
как «василевс ромеев, т.е. всех христиан».
Мы видим, что «ромейское» и «Христово»
ни в коем случае не противопоставлены друг другу. Напротив, наличествует
полное отождествление, что лучше всего выражено у Филофея: «Инако же Ромеиское
царьство неразрушимо, яко Господь в Римскую власть написася». Здесь особенно
наглядно выражается различие между «Римской властью», т.е. тем самым, языческим,
Римом времен кесаря Августа - и Ромейским, т.е. христианским Римским царством!